Хронические болезни, миазмы

 Люк Де Схеппер – «Перечитывая Ганемана. Учебник классической гомеопатии для профессионалов.»  Новосибирск: Гомеопатическая книга, 2011.-576 с.

«Термин «миазм» пришел из греческого языка и означает «загрязнение, заражение». Гиппократ употреблял его, развивая ту мысль, что инфекционные болезни могут передаваться через воздух, воду и другие источники. В Средние века этим словом называли нездоровый воздух, тлетворный дух, вызывающий болезнь. Врачи времен Ганемана использовали термин миазм для обозначения неизвестной причины недуга, который заражает весь организм и вызывает постоянное болезненное состояние. Они считали главным и единственным миазмом сифилитический, потому что была совершенно непонятна природа его разрушительного действия. Сикоз, «болезнь остроконечных кондилом», не считался миазмом, поскольку врачи считали, что могут вылечить эту болезнь, устранив кондиломы.

Ганеман использовал термин «л/идги» в своей великой теории о происхождении хронических болезней. Он начал с того, что отделил истинные хронические болезни от болезней другого уровня, вызванных или механическими условиями, или внешними, которые можно устранить, изменив окружающую среду или образ жизни пациента (§ 77). К этим болезням другого уровня относятся, в частности, разнообразные травмы, отравления, обморожения или солнечные удары, расстройства пищеварения из-за неправильной диеты и т. д. Ганеман подчеркнул, что некоторые болезни зависят только от внешних факторов и устранение этих факторов - первый шаг к излечению. Он был предшественником врачей XX века, которые стали ратовать за профилактику и говорить о целительном эффекте здорового образа жизни.

Но Ганеман также видел, что наилучшая диета, крепкая конституция и здоровый образ жизни не способны вылечить истинную хроническую болезнь. Он видел, как хроническая болезнь, несмотря на все предпринимаемые меры, развивала новые, худшие симптомы, что неизбежно вело к дальнейшему ухудшению и смерти. Он бы предупредил современных поборников диетического лечения (например, макробиотического), что если не диета вызвала болезнь, то она не сможет полностью вылечить ее. Диета может способствовать исчезновению определенных проявлений болезни, например опухоли груди, но диета не может искоренить склонность к образованию такой опухоли - эту склонность Ганеман приписывал миазму, лежащему в основе болезни.

Оригинальная классическая теория миазмов Ганемана, разъясненная в «Хронических болезнях» (1828), описывает три миазма: псорический, сикотический и сифилитический. Позже гомеопаты пришли к выводу о существовании туберкулезного миазма (комбинации псоры и сифилиса) и ракового, основанного на смешении по меньшей мере двух миазмов, нередко трех, а то и всех четырех. Некоторые гомеопаты говорят и о других миазмах, например, миазме СПИДа и миазме прививок. Но мы будем говорить о пяти основных, признанных гомеопатическим сообществом.»

 «Роль миазмов в болезни

Говоря гомеопатическим языком, миазм - это невидимое заражающее вещество, которое, попав в тело человека, пересиливает жизненную силу и загрязняет весь организм. Каждый миазм создает «свою» слабость, склонность к определенной группе болезней. Если не искоренить его с помощью подходящего противомиазматического препарата, он сохранится на протяжении всей жизни пациента и может быть передан другим, главным образом сексуальным партнерам и детям. Кент называл это предрасположенностью, состоянием, дискразией или диатезом. Такая теория объясняет, почему у некоторых людей из легких недомоганий развиваются хронические болезни. Одна острая болезнь может послужить спусковым механизмом для латентной псоры, в результате чего начнутся вспышки разнообразных острых болезней, и пациент так никогда и не вылечится до конца.

Миазматическую теорию можно считать истинной генетической теорией, поскольку миазмы передаются детям. Где-то просматривается аналогия и с генной терапией, поскольку мы можем лечить унаследованные миазмы и остановить передачу «плохих» генов, тем самым защитив будущие поколения. Мы видим, что в XX веке миазматические состояния набирали все большую и большую силу, отчасти из-за комбинации миазматических состояний родителей, которые концентрируются в детях. Однако еще сильнее воздействуют такие вещи, как кортизон, антибиотики, прививки и противозачаточные пилюли, а также психические/эмоциональные факторы: развод, жестокое обращение с детьми и многое, многое другое. Каждое поколение детей становится слабее предыдущего, мы видим миазматические проявления в широчайшем диапазоне, от синдрома дефицита внимания до рака и криминального поведения, и это встречается у детей во все более раннем возрасте.

Хотя может показаться, что наше время - наихудшее, потому что миазмы прогрессируют и становятся более разрушительными, у гомеопатии появляется отличная возможность показать свою эффективность в профилактике и лечении миазматических проявлений у наших детей. Мы можем продемонстрировать, как гомеопатическое лечение способно практически немедленно устранить у ребенка хронические склонности: от самых поверхностных, таких как повторяющиеся ушные инфекции или вагинит (проявления сикотического миазма), до наиболее глубоких - например, семейной склонности к депрессии, маниакально-депрессивному психозу, алкоголизму, наркомании и самоубийству (проявления сифилитического миазма).

Острые миазмы

«Разовые» острые миазмы. Это такие острые болезни, как ветряная оспа, корь и другие детские хвори, которыми люди болеют лишь один раз в жизни, в то время как восприимчивость ко всем ним берет начало в общем факторе, наличии активной псоры. Гомеопатическое лечение этих острых миазмов укрепляет конституцию и улучшает иммунитет. Маргарет Тайлер говорила, что пациенты, которые хвастают, что никогда не болели детскими болезнями, в расцвете сил нередко становятся жертвами серьезных недугов, включая рак. Очевидно, такие дети стали невосприимчивыми к детским болезням из-за ракового миазма, и позже этот миазм в свою очередь увеличил их восприимчивость к раку, потому что у жизненной силы не было возможности уменьшить миазматическую нагрузку посредством ее выхода через детские болезни. Поэтому невосприимчивость ребенка (не подвергавшегося прививкам) к детским болезням мы сегодня признаем указанием на раковый миазм.

Повторяющиеся острые миазмы. Другие острые инфекции, например, холера, желтая лихорадка, пневмония и дифтерия, могут поражать пациента несколько раз в жизни. Эти повторяющиеся острые миазмы могут быть настолько интенсивны, что создадут миазматический блок, для устранения которого потребуется соответствующий нозод. Например, если после перенесенной дифтерии пациент не способен глотать, по симптомам может быть показан гомеопатический препарат, но он может не подействовать, пока гомеопат не устранит миазматический блок.

Дремлющие, латентные и активные миазматические состояния

Ганеман различал дремлющие, латентные и активные миазматические состояния (правда, у нас сейчас на слуху главным образом два: латентные и активные). По Гане- ману, если миазм дремлющий, мы не наблюдаем его симптомов. Обычно его можно обнаружить, когда гомеопат собирает полную историю болезни и исследует временную шкалу. По большей части мы видим дремлющий миазм или в детстве, или у взрослого, ведущего здоровый (с психической, эмоциональной и физической точек зрения) образ жизни, - создается впечатление, что такие люди здоровы и не болеют. Но эмоции и подавляющее действие лекарств нередко пробуждают дремлющий миазм. Он похож на бомбу с часовым механизмом, спрятанную за более сильными активными слоями пациента.

Латентный миазм проявляет симптомы, но они незначительны, преходящи и могут быть замечены только наблюдательным гомеопатом. Ганеман приводит множество примеров латентной псоры, включая потоотделение, локализованное на голове и шее, опухание шейных желез, носовое кровотечение, нос, забитый слизью, предрасположенность к простудам, подергивание конечностей при засыпании, запор, зуд в анусе и кислый привкус во рту. Эти незначительные симптомы редко вынуждают пациента обращаться к врачу и оказывают не такое уж заметное действие на жизненную силу. Итак, миазмы, как правило, патентны, если не активны, и их присутствие обычно может обнаружить грамотный гомеопат.

Симптомы таких миазмов по большей части преходящи, но когда миазм становится активным, он вызывает постоянные, более серьезные симптомы, которые глубже действуют на жизненную силу.

«В «Хронических болезнях» Ганеман говорит, что в смешанном случае, когда один миазм излечен или исчезает, латентный миазм внезапно становится активным.